© 2017-2020 zDetails

Что входит в тормозную систему автомобиля и как это работает?

27/02/2020
Сегодня невозможно представить эффективное и безопасное управление автомобилем без тормозной системы. Современные производители предлагают огромное множество марок и моделей машин. В основном в них применяется гидравлическая система торможения. И, несмотря на многообразие автотранспорта, принцип ее действия примерно одинаков. Эффективную работу системы обеспечивает множество элементов, каждый из которых «отвечает» за свой участок.
 
Тормозная жидкость (ТЖ)
 
Эти технические составы обладают рядом параметров, напрямую влияющих на их качество:
  1. Гигроскопичность: способность тормозной жидкости впитывать влагу. Лучше, если эта характеристика будет минимальной. В противном случае температура закипания становится меньше: а ведь рабочие цилиндры, тормозные диски, суппорты нагреваются достаточно сильно.

  2. Агрессивность. Это показатель, определяющий, в какой степени ТЖ негативно влияет на пластиковые детали и резиновые уплотнители системы.

  3. Температура застывания. При сильных морозах тормозная жидкость сгущается и ее циркуляция замедляется. Поэтому если вы живете в регионе, где низкие температуры не редкость, нужно выбирать специальный состав, соответствующий особым климатическим условиям.

    Есть несколько классификаций, но наибольшее распространение получила ТЖ, разработанная в США (USDOT) Департаментом транспорта. По этим стандартам жидкость подразделяется на ряд категорий:

    • ТОЧКА -1, ТОЧКА-2 уже устарели и сейчас почти не применяются;

    • ТОЧКА-3: в ее основе – этиленгликоль, ТЖ закипает при +205С, обладает высокой гигроскопичностью, разъедает краску, резину;

    • ТОЧКА-4: тоже нагликоле, но введенные добавки обеспечивают целостность резины, низкую гигроскопичность и температуру кипения в +230С;

    • ТОЧКА-5: модифицированная ТЖ на основе силикона, гигроскопичность низкая, не наносит вреда ЛКП, резине, закипает при +250С;

    • ТОЧКА-5.1: сделана на основе гликоля, имеет относительно высокую гигроскопичность, безопасна для резины, закипает при +275С.

     

    Внутри основных классов может быть своя подгруппа. Например, для авто с БРЮШНОЙ ПРЕСС. Маркировка будет выглядеть так: ТОЧКА-5/БРЮШНОЙ ПРЕСС. Также ТЖ различаются по цвету:

    • красный (иногда розовый): ТОЧКА-5

    • от бледно-желтого до коричневого: ТОЧКА-1, ТОЧКА-3 и 4.

     

    Можно ли смешивать жидкости между собой? ТОЧКА -3 и 4, а также ТОЧКА-5.1 можно, т. к. у них одна основа. А вот с ТОЧКА-5 нельзя, т. к. она базируется на силиконе, а не гликоле.

    Тормозные шланги

    На автомобилях используют две их разновидности. Изначально устанавливались резиновые шланги, позже в тормозной системе стали появляться армированные модели. Особенности обоих типов:

    1. Резиновые шланги. Имеют 3 слоя: наружный, промежуточный, внутренний. Такие изделия оказались медленными в работе – даже усиленные варианты деформировались при создании внутри высокого давления.

    2. Армированные. Здесь только два слоя: внутренний сделан из усовершенствованной резины или выполнен в виде пластиковой (политетрафторэтилен) трубки, наружный – металлическая сетка. Это более надежные изделия, выдерживающие высокое давление и температуру от минус 70 до плюс 270 градусов.

     

    Тормозные шланги классифицируются по типу наконечников. Выделяются 4 разновидности:

    • «папа»: резьба снаружи;

    • «мама»: резьба внутри;

    • «ухо»: отличается наличием отверстия под болт;

    • штуцерный фитинг.

     

    Средний срок службы тормозного шланга 100 тыс. км пробега. Если на нем появились трещины, вздутия, оплетка «разлохматилась», или видна течь из-под наконечников, налицо – старение резины, металла: изделие нужно заменить. Если этого не сделать начнет утекать тормозная жидкость, в систему попадет воздух: в итоге эффективность торможения постепенно упадет до нуля.

    Тормозные диски

    По стоимости тормозные диски можно разделить на бюджетные, среднеценовые и VIP-класса. Однако далеко не все определяет цена. Есть и конструктивные особенности тормозных дисков.

     

    Обычные

    Изготавливают из чугуна, представляют собой единый кусок металла, обработанный соответствующим образом. Это недорогие изделия, устанавливаемые на авто небольшой и средней мощности. Греются такие диски быстро, а тепло наоборот, отводят, «не торопясь».

     

    Вентилируемые

    Обычно их ставят на переднюю ось. Идея заключается в дополнительном охлаждении. Диски выполнены в виде пары соединенных перемычками одинаковых пластин, между которыми есть зазор, с помощью которого отводится тепло. Роль «вентилятора» играют перемычки, по внешнему виду напоминающие его лопасти.

     

    Перфорированные

    Отличаются наличием отверстий, просверленных по всей окружности. Что дают эти дырки? В составе тормозных колодок имеются особые вещества, распадающиеся при сильном нагреве. В итоге формируются газы, из-за давления не дающие тормозной накладке плотно прижаться к диску. Отверстия отводят газы и продукты износа.

     

    Диски с насечками

    По принципу действия напоминают перфорированные. Но, в отличие от них, еще очищают фрикционные накладки колодок, которые лучше цепляются за диск благодаря насечкам. Минус в том, что бюджетная фрикционная накладка быстро износится. Поэтому изделие с насечками лучше использовать совместно с высококачественными колодками. Диски с канавками, закручивающимися от центра к задней оси, называют направленными. Если каналы прямые, изделие называют радиальным или ненаправленным.

     

    Поршни

    Их количество на диске – 1, 2 или 4 и даже 6. Большинство обычных авто оснащаются однопоршневой системой с плавающей скобой. Принцип действия: когда поршень прижимает одну колодку, скоба задействует втору. Такая система вполне надежна и работает эффективно, если скобы хорошо смазаны. Многопоршневые системы работают почти также. Разница в том, что колодки прижимаются одновременно и на диск передается более мощное усилие.

    Тормозные колодки

    В зависимости от материала изготовления, пропорционального соотношения компонентов, колодки разделяют на несколько типов:

    1. Полуметаллические. Название говорит само за себя: на 65% изделия состоят из черного или цветного металла. Роль наполнителя играют неорганические вещества либо графит. Такие колодки неплохо справляются с отводом тепла, но из-за своей твердости способствуют быстрому износу диска и сильно шумят.

    2. Низкометаллические. Главный компонент – органика. 30% составляет медь или сталь.

    3. Органические. Материал изготовления – углерод, стекло, кевлар и до 15% металла. Отличаются мягкой, бесшумной работой и хорошей начальной хваткой. Недостаток – образование большого количества пыли, забивающей вентиляционные отверстия дисков.

    4. Керамические. Наиболее дорогие колодки, обеспечивающие лучшие качества при регулярной интенсивной езде (например, в городе или на соревнованиях). Компоненты материала изготовления – керамические волокна (основа). Роль наполнителя играют цветные металлы либо искусственный каучук.

      Почему скрипят тормоза? 

      Проблема в 90% случаев возникает на передних суппортах. Осмотрите поршни: если пыльники порваны, внутрь попадет грязь, песок, которые вызовут скрип. Еще неприятное явление может быть связано с некачественными колодками. В этом случае скрипеть будут даже новые изделия. Особенно это характерно для колодок с жестким фрикционным слоем. Другая причина скрипа – отсутствие пропилов на колодках: в таком случае они прилегают не полностью, возникает резонанс, воспринимаемый, как скрип. Также он возникает, когда диск чрезмерно нагревается, чем «грешат» не вентилируемые изделия.

       

Комментарии

Сообщения не найдены